На двигателях этого семейства использована самая, пожалуй, удачная схема привода клапанов. Вся прелесть в том, что в ней… нечему ломаться (в отличие от популярных ныне гидрокомпенсаторов). Обслуживание же сводится к нечастой (раз в 30 тыс. км) проверке и регулировке тепловых зазоров. Последняя порой пугает неискушенного автолюбителя. На самом деле все не так сложно. Помимо штатного инструмента, нам потребуются пинцет, набор щупов, небольшой шприц, шило, приспособление для утапливания толкателя и фиксатор. Но сегодня все это можно приобрести в каждом приличном магазине. Работу выполняем на холодном двигателе.
Порядок проверки подробно описан в руководстве по эксплуатации, но мы предпочитаем действовать несколько иначе. Поскольку нужный кулачок хорошо виден, регулировку производим, когда его выступающая часть направлена вверх. Ориентируемся просто: впускные клапаны расположены напротив труб впускного коллектора, а выпускные – выпускного. Коленчатый вал проворачиваем ключом за болт крепления шкива или вывешенным колесом при включенной пятой передаче. Свечи выворачиваем. Это облегчает работу.
Если зазор отличается от нормы, приступаем к регулировке.
![]() |
![]() |
Шприцем отсасываем масло из масляных ванн головки цилиндров. Если этого не сделать, то последующие операции придется выполнять на ощупь. | Установив приспособление, утапливаем толкатель, предварительно развернув его прорезью к себе. Ставим фиксатор так, чтобы выступом он упирался в край толкателя, а верхней частью – в распредвал (см. рисунок). |
![]() | |
Фиксирование толкателей клапанов в нижнем положении: 1 – регулировочная шайба; 2 – приспособление. | |
![]() |
Отводим приспособление и, пользуясь шилом и пинцетом, извлекаем регулировочную шайбу. |
Ее толщина указана на стороне, обращенной к толкателю (такое положение защищает маркировку от стирания движущимся кулачком). Учтите это при установке новой! Зная этот размер, фактическую и требуемую величину зазора, нетрудно подобрать новую шайбу. Если зазор требуется увеличить, то шайба должна стать тоньше, и наоборот.
Сведя полученные данные в таблицу (см. ниже), можно идти в магазин за шайбами.
Случается, даже после тщательной регулировки из двигателя периодически доносится клапанный стук. Наши предположения об источнике: и толкатель, и отверстие под него сделаны с определенными допусками, то есть не являются идеально круглыми. Соответственно, и зазор между ними по окружности не одинаков. Толкатель при работе поворачивается, и, когда наибольший зазор совпадает с направлением движения кулачка, возникает стук. Подбирать толкатели к отверстиям – работа неблагодарная, так что лучше все оставить как есть.
Параметры | № клапана | ||||||||
1 вып. | 2 вп. | 3 вп. | 4 вып. | 5 вып. | 6 вп. | 7 вп. | 8 вып. | ||
Зазор (мм) | Норма | 0,35 | 0,20 | 0,20 | 0,35 | 0,35 | 0,20 | 0,20 | 0,35 |
Фактич. | 0,40 | 0,1 | |||||||
Разность* ± (мм) | +0,05 | -0,1 | |||||||
Шайба (мм) | Есть | 3,75 | 3,50 | ||||||
Треб. | – | 3,40 | |||||||
*Допускается ±0,05 мм. |
ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ЗР «КРЕСТОВСКИЙ»
Источник: Журнал "За рулем"
|
Комментарии (0)
Комментариев нет.
Для того, чтобы оставить свой комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.