Несколько лет назад это слово было у всех на слуху.
Говорили о переводе ракетных заводов на выпуск кроватей, ночных горшков и
корзинок для бумаги. Сейчас оно стало редким, но не у тюнеров. Они
вспоминают конверсию чаще других - например, в связи с переходом 8V в
16V.
Многие
российские тюнеры говорят о переделке 8-клапанных двигателей
переднеприводных моделей ВАЗ в
16-клапанные.
Говорят, но не делают. Только на первый взгляд кажется, что
это простая операция. На самом деле нужны немаленькие деньги, высокая
квалификация и еще - энтузиазм. Зато конверсию можно совместить и с
форсировкой! Что и продемонстрировали мастера тюнинг-центра
«Билкон».
Этот
автомобиль приехал в b-tuning 74-сильным, а покинул с двигателем чуть не
вдвое большей мощности - 141 л.с. Мотор был стандартным 1,5-литровым
8-клапанником, стал тюнинговым 1.8 с 16 клапанами. И это только вершина
айсберга…
А
история началась несколько лет назад, когда Андрей Севастьянов проезжал
город Ржев. Тогда он ездил на 120-сильной «восьмерке» собственной доводки,
машине интересной не только технически, но и внешне. Андрей давно привык,
что она постоянно в центре внимания. Когда его догнали и попросили
остановиться местные ребята, он уже догадался, о чем будет разговор:
«Какой мотор, сколько ходит, где делали» и прочие шаблонные вопросы.
Владелец
2113 – один из тех ребят. После встречи с Севастьяновым он лепил всякие
безделушки на машины, менял их, бил. Было у него несколько иномарок, и
все-таки он решил купить «тринадцатую». Чтобы как следует «зарядить».
Здесь и помог Андрей.
Специалисты
«Билкона» занимались именно «зарядом»: они не тронули внешности машины, не
доработали – здесь все сделал сам хозяин, они занимались двигателем,
коробкой передач, тормозами, подвеской…
Двигатель
фактически собрали заново. Полный перечень деталей и список операций,
потребовавшихся для конверсии, занимает лист формата A4, поэтому
ограничимся главным. Головку блока расточили, установили мотокомплект под
объем 1800 куб.см (84х82,5): коленвал со стальным шкивом под 16-клапанную
систему, поршни c кольцами, шатуны, вкладыши и пальцы, комплект
маслосъемных колпачков Elring. Блок накрыли доработанной 16-клапанной
головкой с валами 10.4 и разрезными шкивами, заменив все прокладки,
начиная от ГБЦ. Где было возможно, ставили импортные детали – тот же
Elring, топливные форсунки Bоsch 902 (такие же ставят на двигатели
Volkswagen), свечи Bosch FR7dpx… Залили хорошее синтетическое масло и
антифриз Febi. Дроссельную заслонку поменяли на 54-миллиметровую. Пришлось
ставить даже новый тросик газа, не говоря о прочих «мелочах».
Выпускная
система заменена «от и до». Установлен тюнинговый коллектор схемы 4-2-1,
гофра, 51-миллиметровые трубы, прямоточный резонатор Walker, спортивный
глушитель. Его выбирал хозяин машины по своему вкусу, и остановился на
Remus Racing серии Titan. Мастера продумали все – например, поставили
жесткие подушки глушителя от «Нивы».
Не
позавидуешь электрику «Билкона». Ему пришлось менять солидную часть
проводки автомобиля, чтобы адаптировать ее к 16-клапанному движку.
За
собранным и обкатанным на стенде двигателем последовала трансмиссия. Ее
сделали такой, чтобы она позволяла динамично разгоняться, но не заставляла
жалеть о выборе на скоростном шоссе. Выбрали 12-й ряд с главной парой
4,13, винтовую блокировку и жесткий карданчик кулисы. И уже до первых
ходовых тестов было ясно, что набор оправдает себя: конфигурация
многократно опробована разными людьми на разных автомобилях, для
«смешанного» цикла (город-шоссе) трудно придумать что-то лучше. Забегая
вперед, скажу, что 140-сильная «тринадцатая» берет с места так, что спинки
сидений скрипят от навалившейся тяжести, но и на скорости за 150 двигатель
не визжит, выдавая максимальные обороты. Впрочем, дело не только в
коробке, ведь «дед-лайн» у этого мотора приходится на 8,5-9 тысяч. Говорю
это наверняка, так как лично держал педаль газа минут 15, пока стрелка
тахометра плавала у отметок 7000-7500. Двигатель перенес упражнение
абсолютно спокойно.
Где
рост мощности и улучшение динамики, там и повышение эффективности
тормозов. Это можно считать законом. Передние тормозные диски заменили на
вентилируемые под 14-дюймовые колеса (на лето у машины 15-дюймовые шины и
диски), сюда же поставили колодки Ferrodo DS2000. Сзади просто убрали
барабаны и поставили сертифицированный тольяттинский комплект дисковых
тормозов.
Главная
цель тюнинга тормозов и подвески – обеспечить водителю легкость и точность
управления. Вариантов было много, но важным критерием выбора стали
географические особенности эксплуатации. В Москве или Санкт-Петербурге, не
увлекаясь поездками по окраинам и окрестностям, можно было бы потерпеть и
супержесткую подвеску, но на длительных перегонах из города в город по
нашим шоссе она будет просто доставать. В итоге решили, что лучше всего
использовать регулируемые амортизаторы Koni Sport и пружины Eibach, чуть
короче штатных. Опоры заменили на жесткие ШС. Поэкспериментировав с
настройками Koni, выбрали вариант, который пока полностью устраивает
владельца машины – подвеска жестковата, если вы привыкли к комфортным
седанам, но для тех, кому по душе спортхэтчи, в самый раз. Во всяком
случае, после сотни верст пути «пятая точка» не превратится в мозоль,
гарантировано.
Не
обошлось без «классики» - передней растяжки стоек, стальных кронштейнов
двигателя, фильтра пониженного сопротивления. Большой джентльменский набор
дополнили стальной защитой картера – в качестве реальной страховки.
Счет
за все установленные детали и выполненные работы составил около 140 тысяч
рублей, почти 5 тысяч долларов США. Если суммировать со стоимостью
базового автомобиля и приплюсовать прочий тюнинг, включающий обвес
неизвестного производства, альтернативную оптику с ксеноном,
электрозеркала, тонировку, нестандартные детали интерьера и прочие
маленькие и большие удовольствия, набегает на приличную иномарку с большим
мотором.
И
все-таки это не иномарка. С какой интонацией читать эту фразу, решайте
сами. Но перед этим взвесьте «за» и «против». Конечно, эксплуатация такой
машины специфична. Например, теперь ее хозяину придется тщательно выбирать
места заправок, четко соблюдать межсервисные интервалы, думать о ресурсе
двигателя (в «Билконе», опираясь на опыт, говорят, что это около 60 тысяч
км). Но, во-первых, это совершенно нормально для любого автомобиля, а
во-вторых… Просто тюнинговая «тринадцатая» способна утереть нос многим
импортным машинам, и не только по «разгону-торможению». Ее владелец может
уверенно говорить, что ездит на автомобиле, созданном по его личному вкусу
толковыми мастерами, к которым всегда можно обратиться, чтобы что-то
изменить, добавить, убрать… Ну кто из «иномарочников» может себе это
позволить?! Правда, для визита придется выбрать время и доехать из Ржева
до Москвы, но это будет просто приятная прогулка – на такой-то
машине.
Для защиты своего личного транспорта от постороннего вторжения люди стараются придумать самые лучшие и надежные варианты. Для некоторых достаточным будет и установка сигнализации на автомобиль. Но все же лучшим и проверенным вариантом будет бронирование стекол в москве. К тому же такой вариант будет...
Придать автомобилю идеальный вид, обновить дизайн, застраховать от задиров, царапин поможет покраска дисков. Можно окрашивать не только диски автомобилей, но и мотоциклов, микроавтобусов, другой мототехники.
Порошковая окраска представляет собой многокомпонентную систему, состоящую из воздуха...
Когда нигде не жмет...
Недавно мне довелось познакомиться с одной очень
любопытной машиной. Сразу чувствуется, что она настроена точно под своего
хозяина.
...