Тюнинг термостата

Если направить жидкость из отопителя в термостат, температура в двигателе и салоне будет в норме зимой и летом.

Наверное, не я один задумывался над тем, почему на наших машинах исправная система охлаждения при включении отопителя в холодную погоду не обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя без применения различного рода утеплителей радиатора, дроссельных шайб в патрубках, удаления крыльчатки вентилятора и других мероприятий.
Почти у всех отечественных автомобилей принципиально одинаковая система охлаждения (рис. 1, а) – с нижним расположением термостата, где он автоматически поддерживает в заданных пределах температуру охлаждающей жидкости. Например, в "Москвиче" 80–95°С, в переднеприводных ВАЗах, "Оке", "Таврии" 87–102°С и т. д. Термостат обычно исправно выполняет эту функцию и в любой мороз (до известных пределов), и в любых режимах работы двигателя… пока не включен отопитель. В чем же дело?

Рис. 1. Схема штатной (а) и переделанной (б) систем охлаждения "москвичей", "жигулей" и других автомобилей: 1 – термостат; 2 – радиатор двигателя; 3 – вентилятор радиатора; 4 – расширительный бачок; 5 – датчик указателя температуры; 6 – насос охлаждающей жидкости; 7 – рубашка охлаждения двигателя; 8 – вентилятор отопителя; 9 – радиатор отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – заглушка; 12 – дополнительный патрубок (от термостата ВАЗ-2108).

Рассмотрим работу системы. С одной стороны, радиатор является нагревателем воздуха, поступающего в салон, с другой – охладителем жидкости. Отопитель – это почти такой же радиатор, как и основной, только поменьше размером. Из основного радиатора охлажденная жидкость поступает в термостат, а далее через него уходит в двигатель к водяному насосу. Здесь она смешивается с охлажденной жидкостью из отопителя. Какой после этого становится ее температура? Явно ниже. И чем сильнее мороз, тем она холоднее. А термостат, выходит, побоку в прямом и переносном смысле. В этот момент обычно и ставят картонку или чехол на радиатор, чтобы жидкость в нем меньше охлаждалась.
Для проверки я измерил температуру в двух точках: Т1 – на верхней половине корпуса термостата, где находится термосиловой элемент, и Т2 – на корпусе водяного насоса (рис. 2, а). Температура воздуха была около 0°; двигатель работал при 1500–1700 об/мин коленвала на стоящей машине; электровентилятор радиатора был включен, имитируя набегающий поток воздуха при движении; кран отопителя закрыт.
Результаты подтвердили предположения. В точке Т1 температура повышается до 78° и остается постоянной при росте числа оборотов коленвала. В точке Т2 температура оказалась такой же – 78°. Стрелка штатного указателя температуры жидкости находится в середине белого сектора шкалы (норма). Стало быть, термостат действительно поддерживает заданную температуру – около 80°. Теперь – самое интересное! Открыл кран отопителя. Не прошло и двух минут, как температура в точке Т2 опустилась до 72°. Включил вентилятор отопителя на максимальную скорость вращения и открыл заслонки отопителя на максимальную подачу воздуха (как в сильные морозы) – температура в точке Т2 упала до 60°. Стрелка указателя температуры отклонилась к левому краю белого сектора шкалы. А в точке Т1 полный порядок – 78°.

Рис. 2. Потоки жидкости в термостате и насосе: а – в штатной системе охлажденная (холодная) жидкость из отопителя идет мимо термостата; б – она "учитывается" в переделанном термостате.

Нехорошая ситуация. В двигатель при включенном отопителе поступает жидкость на 10–20° холоднее, чем это необходимо, и мотор работает при ненормальном тепловом режиме. Отсюда, наряду с холодным отопителем, возможны провалы в работе карбюратора, несколько повышенный расход топлива и т. д.
Картонки и прочие экраны перед радиатором на некоторых режимах помогают согреть двигатель, порой даже слишком. Они, ограничивая теплообмен в радиаторе, позволяют основному клапану термостата полностью открыться и подать жидкость с температурой выше 95°. По пути она смешивается с холодной из отопителя и двигатель получает жидкость более-менее нормальной температуры. Но это – при небольших его нагрузках.Стоит им возрасти – возникает угроза перегрева. Короче, картонки и другие утеплители резко ухудшают приспособляемость системы охлаждения к различным условиям эксплуатации.
Вывод напрашивается сам собой: если дисбаланс в работу системы охлаждения вносит радиатор отопителя, значит, надо что-то с ним делать. Что касается подачи жидкости в отопитель, тут все понятно: она забирается из самого горячего места в двигателе. С отводом же ее возникает вопрос: почему холодная жидкость возвращается прямо в двигатель? Можно ли направить ее куда-нибудь еще?


Переделанный термостат.

Можно! Жидкость из отопителя должна попадать в термостат, потому что именно он управляет работой системы охлаждения. Но ни к одному из подводящих к нему патрубков подключиться (через тройник) нельзя, так как они полностью перекрываются клапанами термостатов и нормальная циркуляция жидкости в системе охлаждения нарушится. Остается единственно возможный вариант – встроить новый патрубок в ту часть корпуса термостата, где находится термосиловой элемент. Лучшее место – напротив имеющегося патрубка и как можно ближе к разъему корпуса, где жидкость будет хорошо перемешиваться (рис. 2, б). Так я и сделал (на фото). Припаять патрубок и заглушить отверстие на корпусе водяного насоса удалось без особых трудностей.
Отличие переделанной системы (рис. 1, б) от штатной в том, что к поступающим в термостат прежним потокам жидкости, которые управляют положением клапанов термостата и регулируются ими, добавлен еще один поток, но только управляющий. У обоих термостатов на выходе температура жидкости должна быть одинаковой.
Желая узнать, что же получилось после переделок, сразу взялся за термометр. Условия измерений были такими же, как и при штатной системе охлаждения, а вот результаты – совсем другими. После прогрева двигателя температура в точках Т1 и Т2 равнялась 78° и оставалась такой независимо от режимов работы двигателя, отопителя и вентилятора радиатора. Стрелка указателя температуры жидкости стабильно стояла в середине белого сектора шкалы. К этому надо добавить и положительные субъективные ощущения: двигатель на ощупь стал горячее, работал без провалов, в салоне при максимальной подаче горячего воздуха стало жарко, как в бане.
Теперь зимой можно забыть об утеплителях радиатора – всевозможных картонках и чехлах. Летом разницы в работе штатной и модернизированной систем нет. Иначе говоря, переделанная система охлаждения с новым термостатом всегда готова к работе и в любую жару, и в любой мороз.

В заключение несколько советов. Наибольший эффект получен на автомобилях с небольшими по объему и мощности двигателями. То есть для всех отечественных моделей с их скромными двигателями при суровых условиях эксплуатации такая переделка будет особенно полезна.
Система охлаждения с нижним термостатом имеет очевидные, неоспоримые преимущества перед системой с верхним термостатом. Поэтому тем, у кого старые модели автомобилей "Волга", "Москвич", ИЖ, старые иномарки, рекомендую переделать систему охлаждения, как описано в статье "Улучшаем охлаждение ветерана" (ЗР, 1997, № 3) и в "Советах бывалых" (ЗР, 1996, № 11). И конечно, надо установить переделанный термостат.
На предлагаемую систему охлаждения получен патент на изобретение.

Сергей НИКИФОРОВ

Источник: http://zr.ru/


Комментарии (0)

Комментариев нет.

Для того, чтобы оставить свой комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.



Читайте также
Возможно ли дизель перевести на газ? Тюнинг двигателя
Многим хорошо знакомы переоборудованные на газ бензиновые автомобили. А что делать с дизельными? На первый взгляд, кажется, что дизель переоборудовать невозможно: газ не будет воспламеняться от сжатия, да и степень компрессии нужна совсем другая. Это действительно так, но эти сложности решаются введ...
Тюнинг карбюратора ДААЗ 21083 Тюнинг двигателя
Лично мне никогда не нравились карбюраторы ОЗОН. В Интернете есть разные мнения на этот счет, многие хвалят именно ОЗОНы, но у меня от них только неприятные воспоминания. А вот СОЛЕКСы я люблю очень давно, у меня и на Волге-21 и на ВАЗ-2107 стояли СОЛЕКСы, так что и на ИЖа я решил ставить СОЛЕ...
Компрессор на ВАЗ: что и как Тюнинг двигателя
Как и многие автомобилисты, отдающие предпочтение отечественной автотехнике, я задумался о необходимости форсировать двигатель своего ВАЗа. В этом мне могли помочь несколько вариантов: турбонаддув, компрессор, вал и т. п. Хочу поделиться с вами историей своего знакомства с технологиями. Оптимальным...