ESP - это программа электронной стабилизации движения. Наш первый «подопытный» печально известный Mercedes А-класса, и сейчас нам предстоит сделать то, что в свое время сделали шведские коллеги провести так называемый лосиный тест, суть которого заключается в «переставке» автомобиля на большой скорости на соседнюю полосу, имитируя объезд неожиданно возникшего препятствия.
В тот раз «Бэби-Бенцу» с его мягкой подвеской и высоким центром тяжести не повезло: его в буквальном смысле «поставили на крышу». Машина такси, в которой будем ехать мы, как уверяют сотрудники BOSCH, сильно отличается от той, что была на тесте у шведов. Усилена подвеска, снижен центр тяжести, другая резина и, самое главное, теперь в серийное оснащение входит ESP система, предложенная BOSCH еще в 1995 г.
Принцип ее действия, в двух словах, состоит в следующем: определив угрозу выхода из-под контроля, скажем, задних колес (при избыточной поворачиваемости), ESP подтормаживает одно из колес, в нашем примере внешнее к повороту переднее, создавая, таким образом, противомомент вращения, стабилизирующий положение автомобиля.
На деле это выглядит так: разгоняюсь до 60 км/ч и, проскочив обозначенные пластиковыми фишками «ворота», резко выворачиваю руль влево, уклоняясь от «лося», условного препятствия. «Мерс» сильно кренится, и тут же, без передышки, я закладываю второй лихой вираж, только теперь вправо, чтобы выровнять автомобиль для прямолинейного движения уже по соседней полосе.
Кажется, вот-вот колеса, внутренние к повороту, оторвутся от асфальта и мы вместе с машиной пойдем кувыркаться как перекати-поле. Но мы не только не опрокинулись, а даже прекрасно вписались в «ворота», обозначавшие конец тестовой дистанции. Стало интересно: где же предел возможностей электронных «мозгов» ESP?
Меняли автомобили, подняли скорость маневрирования крен увеличился, повизгивает резина, но машина «стоит» на дороге как вкопанная. Такие показатели очень важны при работе в такси для безопасности движения. После 110 км/ч мы были вынуждены оставить свою затею как бесперспективную. Эх, знал бы Роберт Бош, когда впервые в мире устанавливал магнето своей конструкции на автомобиль, к чему спустя сто лет приведет его начинание! По прикидкам специалистов основанной им фирмы, в каждом современном авто имеется до 18 электронных блоков и с каждым годом это число растет.
Сделать это сразу, одним махом, пока не представляется возможным в силу целого ряда причин в первую очередь, из-за необходимости наличия второй, полностью независимой электрической цепи и чрезмерного веса существующих электрических тормозных механизмов. Но если чего-то нельзя сделать сразу, это делается постепенно, вместе с решением попутных проблем, чем и занимается фирма BOSCH.
Первым шагом в этом направлении стал выпуск в 1994 г электронной системы распределения тормозного усилия EBV, способной по скорости перемещения тормозной педали определить ситуацию так называемого панического торможения и мгновенно задействовать весь комплекс тормозящих устройств, в том числе ABS и ASR, даже в том случае, если педаль, а такое часто бывает, выжата не до конца.
Таким образом, кроме экономии времени (электроника реагирует гораздо быстрее гидравлики), получаем выигрыш и в тормозном усилии, что в результате ощутимо сокращает тормозной путь. Еще сложнее появившаяся в 1996 г. электронная система торможения EBS, позволившая окончательно отказаться от механического привода тормозов и полностью автоматизировать сам процесс торможения.
Автор: Антон Громов
|
Комментарии (0)
Комментариев нет.
Для того, чтобы оставить свой комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.