Тема: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".
Я нередко в своих комментариях по разным вопросам предлагал "пробежаться по цепи контролькой". А вот подумалось мне, а что вообще в этом плане у кого есть, и есть ли вообще. Дело в том, что в продаже обычно встречаются отвратительные кЕтайские экземпляры, зачастую с несменной (!) лампой какого - нибудь "радиотехнического" формата ( при перегорании сабж проще выбросить, чем искать и перепаивать лампу ). Самоделки мне неоднократно доводилось видеть, казалось бы приделай к лампочке два провода и все дела. Но не всё так просто. И удобно. Посему хочу рассказать, как можно с минимуммом затрат сделать себе контрольки ( не одну, об этом ниже ) с максимальным использованием штатных деталей от авто и того, что можно купить в магазине хозтоваров. Итак.
Номер 1. Самая часто используемая и "универсальная" контрольная лампа.
Хорошо видно используемый патрон поворотника от ВАЗ 2105 - 07, 08 - 099 и т.п. Верхняя часть закрыта термоусадкой для уменьшения риска возможного соединения чего - нибудь "токонесущего" с корпусом патрона ( остаётся ещё и корпус цоколя лампы, но всё же площадь возможного замыкания уменьшается, а лампы приходится менять ). Конструкция позволяет применять лампы со стандартным цоколем ( тут важно не ошибиться и не пытаться применить цоколь под оранжевые лампы со смещенными фиксирующими штырями, кроме этих ламп там ничего надёжно фиксироваться не будет ) мощностью 5, 10 и 21 Вт ( токи примерно 0.4, 0.9 и 2 А ) ( для чего нужны разные мощности лампы объясню ниже. Центральный штырь изготовлен из стальной проволоки диаметром около миллиметра. Один конец лудится ( с кислотой естественно ) и запаивается в клемму "мама", второй остро затачивается ( это позволяет при необходимости прокалывать изоляцию провода ) Клемма изолируется термоусадойчной рубкой ( на фото ) , либо изолентой. Минусовой провод также припаян к аналогичной клемме, что позволяет вместо набора "игла \ земляной провод" применять и другие провода ( об этом ниже ). На конце земляного ( разумеется это условно, доводится и подключать его к "плюсу" при проверке заземления и т.п. ) провода распаян зажим, системы "крокодил", который можно купить в любом приличном хозяйственном или радиомагазине. В случае необходимости используется второй аналогичный зажим, с обжатым под диаметр иглы корпусом, что позволяет жёстко фиксировать контрольку на требуемых точках. "Крокодилы" лучше брать со слегка заострённым "клювом", или подточить его, это позволяет лучше цепляться к разъёмам.
Вторая лампа более узкоспециализированная.
По конструкции в принципе аналогична первой, но используется более компактный патрон от бокового повторителя поворота для безцокольной лампы. Могут устанавливаться как лампы мощностью 4 Вт, так и светодиоды в аналогичных корпусах ( на фото, благо их у меня одно время было довольно много, когда стали лишать прав за "голубые огоньки", люди приезжали их снимать ). Разъёмы также съёмные, могут использоваться различные провода и наконечники. В варианте со светодиодом сабж используется для проверки наличия различных импульсов, анпример от датчика Холла в системе зажигания, датчика скорости , считывания кодов ошибок на некоторых старых инжекторах ( Форд в частности, т.н. "блинк - коды" ) и пр. С лампой может использоваться в некоторых слаботочных цепях ( подсветки и т.п. )
Ещё одна специализированная лампа.
Лампа используется для поиска короткого замыкания в относительно сильноточных цепях. Например перегорает предохранитель одной из фар ( дворников, обогрева и т.п. ). Для того, чтобы не разориться на предохранителях цепляемся "крокодилами" за контакты предохранителя ( не устанавливая новый ), здесь речь о блоках "старого образца" с круглыми предохранителями, для плоских используются провода с соответствующими штекерами, разъёмы на лампе также съёмные. Включаем питание и смотрим, если лампа горит полным накалом, а потребитель не проявляет признаков жизни, то в цепи имеется короткое замыкание, ищем его обычным порядком, пока лампа не загориться в часть накала ( в зависимости от мощности потребителя ). После устранения причины ставим новый предохранитель. Дело в том, что при использовании маломощной лампы 1, 4, 5, 10 Вт её яркость при работе на КЗ практически не отличается от яркости при работе на мощный потребитель. Не говоря уже о светодиоде. А тут всё же ток лампы ( 5 А ) относительно близок к току потребления основных потребителей, по крайней мере не отличается от него в разы. И наоборот чревато лазать излишне мощной лампой в слаботочную цепь. В электронику вообще с лампой лезть не следует, если нет уверенности, что цепь достаточно сильноточна. Например при проверке импульсов коммунтатора описываемая лампа включается в разрыв между коммунтатором и катушкой и миганием показывает работу коммунтатора и датчика Холла, но , если попробовать включить её на выход сигнала Холла ( да хоть бы и на питание, встроенному стабилизатору хватит и этого ) - то результатом будет убитый датчик и, возможно, коммунтатор. Так что каждой цепи - свою нагрузку для проверки. Фарная лампа использован в частности и потому, что их навалом безплатно ( конечно с перегоревшей нитью ближнего света ) Можно , при использовании исправных ламп, получить ток и в 10А, соединив нити параллельно . Но пока нужды не возникало.
Ещё вот такая лампа, фактически №1, но с жёстко установленными "папами", для проверки на короткое замыкание блоков нового образца с цепями мало и средненагруженными.
У меня просто был "лишний" патрон от старого Форда, а постоянно менять провода на основной контрольке неудобно.
Вот так включаем разъёмы вместо предохранителя в блок и ищём причину.
Выводы нужно тщательно изолировать, кроме рабочих концов, чтобы исключить возможность замыкания ( расположены они у предохранителя всё же весьма близко ), в противном случае можно поиметь незапланированные проблемы.
Может ещё что полезного смогу показать при желании. На сегодня хватит.