Фердинанд Порше: талант на все времена

Фердинанда Порше многие считают одним из величайших конструкторов 20 века, ставя его в один ряд с Сергеем Королевым и Вернером фон Брауном, трудившимися на благо космической промышленности СССР и США. Талант Порше проявился настолько ярко, что за свою жизнь он успел успешно поучаствовать в становлении нескольких легендарных брендов. Гениальный инженер, талантливый автогонщик, технический директор концерна Даймлер и разработчик компрессорных Мерседес-Бенц, конструктор первого «народного автомобиля» –  и это все о нем. В данной статье мы постараемся рассказать о наиболее знаменательных фактах из жизненной и творческой биографии Фердинанда Порше.

Талант величайшего изобретателя и конструктора проявился уже в раннем возрасте. В 15 лет юный Фердинанд собрал первый генератор, который позволял обеспечить электричеством весь дом. Для конца 19 века и небольшого городка Мафферсдорф, находившегося на территории Австро-Венгрии, это было неслыханное достижение. В ту пору электрическое освещение было лишь в одном доме города – у бургомистра.

После окончания местного технического университета Фердинанд в 1898 году начал работать в небольшой автомобильной компании Lohner. И спустя два года на автомобильной выставке в Париже было представлено его первое творение: уникальный Lohner-Porsche, который во многом опередил свое время. Это был электромобиль, электрические двигатели которого были встроены в ступицы передних колес. Спустя несколько месяцев модель была усовершенствована и дополнена бензиновый двигателем. Так в 1900 году появился первый в мире гибридный автомобиль!

После того, как Порше возглавил концерн Austro-Daimler, он смог сосредоточиться на своей мечте – работе над гоночными автомобилями. В течение нескольких лет Порше сконструировал несколько успешных образцов, которые регулярно занимали призовые места на известных автогонках мира. Более того, Фердинанд проявил себя и в качестве высококлассного пилота. В 1910 году прошла гонка на призы принца Генриха, в котором управляемый Фердинандом автомобиль занял первое место. Интересный и занимательный факт: механиком в той гонке у Порше был скромный юноша Иосиф. Спустя десятилетия тот никому неизвестный механик станет грозным и легендарным руководителем Югославии Иосифом Броз Тито.

В 30-х годах Фердинанду Порше на полном серьезе предлагали пост министра в Советском Союзе. Сталин искал талантливых ученых и конструкторов по всему миру и пытался привлечь их к работе на нужды военной промышленности страны. От Порше, в частности, требовалось сконструировать универсальный артиллерийский тягач. Проехав в комфортном вагоне через всю страну, Фердинанд отметил огромный потенциал молодого советского государства, но на предложение Сталина ответил дипломатическим молчанием.

Примерно в это же время Порше начинает работу над своей давней идеей – созданием народного автомобиля. Средств на разработку катастрофически не хватало, поэтому немцам была предложена следующая схема: каждый рабочий должен был перечислять на специальный счет 5 марок в неделю. Планировалось, что спустя 4 года он получит новенький автомобиль под названием KdF. Экспериментальные модели были созданы и запущены в производство, но планам Порше помешала война. Все созданные им автомобили до немецких рабочих не дошли, а пополнили автопарк вермахта.

Сложный и стремительный жизненный путь Фердинанда Порше прервался 30 января 1951 года. Но до этого он успел пережить немало счастливых мгновений. Одно из них – запуск в массовое производств легендарного Фольксваген Жук, который и стал тем самым народным автомобилем, о котором Порше мечтал долгие десятилетия.