Тема: Как Пользоваться Мультиметром
Еще давно я собирался взяться за эту тему, да вот время как-то не позволяло((
Сейчас попробую начать, ну а дальше надеюсь на вашу помощь) На профи-электрика не претендую, так что все расскажу своими словами, возможно, ошибусь в терминах.
Итак, поскольку ремонт электрики в промышленных масштабах мы сейчас не рассматриваем, аппарат возьмем простейший и доступный всем и каждому (цена его порядка 100р):
Конечно, это китайская поделка со всеми характерными минусами, но при небольшом доведении до ума, для ремонта (и доработки) ТАЗо-проводки вполне хватает. Первое что посоветую сделать - это замотать изолентой стыки щупов и штекеров с проводами - место слабое и вечно ломается.) Второе - изготовить или купить провод с "крокодилом". Ну а дальше уже по обстоятельствам...
Имеется на нем три разъема. Перечислю снизу вверх:
1. Земля, она же масса
2. Вход для измерения сопротивления (проверки датчиков), "прозвонки", и измерения напряжения (ответ на вопрос "сколько вольт?"), проверки диодов.
3. Вход для амперметра (ответ на вопрос "сколько потребляет эта цепь/это устройство?")
Чаще всего используются два нижних входа.
Теперь рассмотрим его применения:
1. Первое, и чаще всего применяемое в автомобиле - "прозвонка", т.е. проверка наличия соединения точки А с точкой В, проверка целостности провода. В некоторых версиях мультиметра (в т.ч. и этой) есть встроенный динамик, который оповещает о наличии контакта звуковым сигналом. Это очень удобно, когда измерения проводятся в труднодоступных местах и смотреть на экран прибора, мягко говоря, не очень удобно. Перейдем к примеру:
Допустим, перестала у вас работать стрелка датчика уровня топлива. И вам, посмотрев на схему (или получив совет на форуме), необходимо проверить, есть ли контакт между колодкой ДУТ и контактом на приборной панели. Включаем мультиметр в этом режиме:
Для проверки мультиметра (made in China ведь ) замыкаем провода и слышим писк, видим нули (или 001~003) на экране. Если не слышим, получше подключаем разъемы)).
Потом, вставляем один щуп в нужный контакт разъема ДУТ, второй - в разъем комбинации приборов. Если прибор показывает, что контакт есть (тот же писк и нули) - значит провод целый (скорее всего неисправен ДУТ или на нем пропала масса). Иначе - где-то в цепи обрыв. Тогда тем же методом прозваниваем провод от ДУТ до ЧЯ, провод от ЧЯ до приборки. Если оба они целые - либо обрыв цепи в монтажном блоке (тоже можно прозвонить), либо плохой контакт в колодках.
Другой, более простой пример:
Отказали стоп-сигналы. Оба. Самое вероятное - концевик педали тормоза. Снимаем с него обе фишки, к ним подключаем щупы (вот "крокодилы" и пригодились). Пробуем жать на тормоз и наблюдаем, есть ли контакт. Вывод о исправности концевика сделать не сложно
2. Замер напряжения постоянного тока. Вольтметр. Выставляем на приборе предел измерения (в нашем случае 20V, см.фото), подключаем черный провод к массе, красный - к точке замера.
Пример 1:
Надо проверить работу генератора. Для этого заводим машину, ждем пока прогреется и обороты опустятся до ХХ. Включаем ближний свет фар и подключаем прибор к клеммам аккумулятора. Напряжение должно быть в пределах 13,5~14,2 вольт - генератор полностью исправен. Если напряжение сильно ниже или выше, ищем неисправность.
Пример 2:
Надо проверить падение напряжения в какой-либо точке проводки (например, несчастный, перегруженный "мастерами" прикуриватель). Сначала замеряем напряжение на клеммах АКБ и запоминаем значение. Потом садимся в машину и замеряем напряжение на клеммах прикуривателя. Разница между значениями - и есть падение напряжения.
Пример 3:
Надо проверить, есть ли плюс в какой-либо точке. Аналог "контрольки". Надежно подключаем черный провод к массе, красный - к проверяемой точке. Прибор должен показать 12~14V - тогда эта точка запитана, "там есть плюс".
3. Замер потребляемого цепью/прибором тока. Амперметр.
Для использования этого режима, подключаем клеммы следующим образом и настраиваем прибор на измерение тока:
Для замера нужно подключить прибор в проверяемую цепь последовательно.
Пример 1:
Замер потребляемого автомобилем тока в состоянии покоя. Глушим двигатель, выключаем зажигание. Снимаем клемму с акб и подключаем один провод настроенного прибора к клемме, второй - к освободившемуся контакту на АКБ. Прибор покажет потребление тока автомобилем, автомобиль себя поведет как будто накинули клемму.
Пример 2:
Замер потребляемого каким-то девайсом тока. Аналогичным образом, отключаем плюс питания от этого девайся, один щуп мультиметра - к освободившемуся проводу, второй - к освободившейся клемме девайса. Смотрим, сколько ампер поедает это устройство.
4. Левее по шкале переключателя от "прозвонки" идут различные пределы измерений Омметра. В этих режимах измеряют сопротивление цепи. Щупы подключают как и в большинстве случаев, к двум нижним разъемам.
К примеру, в этом режиме можно проверить датчики температуры ОЖ и УТ. Щупы подключаются к выходам этих датчиков (если их два), либо к выходу и массе. Калибровки датчиков (номинальные значения их сопротивления при разных условиях) можно посмотреть в любой книжке по ремонту ТАЗов или, например, здесь.
Ну вот вроде и все, из того с чем приходится регулярно сталкиваться при ремонте/доработке наших машин. Если кому-то что-то неясно, или я где-то ошибся, пишите! Хотелось бы, чтобы мануал был максимально понятен и точен.
PS Админы, прилепите наверно)