1 (2011-04-01 15:34:51 отредактировано barsyya)

Тема: Как Пользоваться Мультиметром

Еще давно я собирался взяться за эту тему, да вот время как-то не позволяло((

Сейчас попробую начать, ну а дальше надеюсь на вашу помощь) На профи-электрика не претендую, так что все расскажу своими словами, возможно, ошибусь в терминах.



Итак, поскольку ремонт электрики в промышленных масштабах мы сейчас не рассматриваем, аппарат возьмем простейший и доступный всем и каждому (цена его порядка 100р):

http://photo.qip.ru/photo/msokoloff/115863271/middle/142395005.jpg

Конечно, это китайская поделка со всеми характерными минусами, но при небольшом доведении до ума, для ремонта (и доработки) ТАЗо-проводки вполне хватает. Первое что посоветую сделать - это замотать изолентой стыки щупов и штекеров с проводами - место слабое и вечно ломается.) Второе - изготовить или купить провод с "крокодилом". Ну а дальше уже по обстоятельствам...



Имеется на нем три разъема. Перечислю снизу вверх:

1. Земля, она же масса

2. Вход для измерения сопротивления (проверки датчиков), "прозвонки", и измерения напряжения (ответ на вопрос "сколько вольт?"), проверки диодов.

3. Вход для амперметра (ответ на вопрос "сколько потребляет эта цепь/это устройство?")

Чаще всего используются два нижних входа.



Теперь рассмотрим его применения:

1. Первое, и чаще всего применяемое в автомобиле - "прозвонка", т.е. проверка наличия соединения точки А с точкой В, проверка целостности провода. В некоторых версиях мультиметра (в т.ч. и этой) есть встроенный динамик, который оповещает о наличии контакта звуковым сигналом. Это очень удобно, когда измерения проводятся в труднодоступных местах и смотреть на экран прибора, мягко говоря, не очень удобно. Перейдем к примеру:

Допустим, перестала у вас работать стрелка датчика уровня топлива. И вам, посмотрев на схему (или получив совет на форуме), необходимо проверить, есть ли контакт между колодкой ДУТ и контактом на приборной панели. Включаем мультиметр в этом режиме:

http://photo.qip.ru/photo/msokoloff/115863271/middle/142395019.jpg

Для проверки мультиметра (made in China ведь :dolf_ru_158:) замыкаем провода и слышим писк, видим нули (или 001~003) на экране. Если не слышим, получше подключаем разъемы)).

Потом, вставляем один щуп в нужный контакт разъема ДУТ, второй - в разъем комбинации приборов. Если прибор показывает, что контакт есть (тот же писк и нули) - значит провод целый (скорее всего неисправен ДУТ или на нем пропала масса). Иначе - где-то в цепи обрыв. Тогда тем же методом прозваниваем провод от ДУТ до ЧЯ, провод от ЧЯ до приборки. Если оба они целые - либо обрыв цепи в монтажном блоке (тоже можно прозвонить), либо плохой контакт в колодках.



Другой, более простой пример:

Отказали стоп-сигналы. Оба. Самое вероятное - концевик педали тормоза. Снимаем с него обе фишки, к ним подключаем щупы (вот "крокодилы" и пригодились). Пробуем жать на тормоз и наблюдаем, есть ли контакт. Вывод о исправности концевика сделать не сложно :angry:



2. Замер напряжения постоянного тока. Вольтметр. Выставляем на приборе предел измерения (в нашем случае 20V, см.фото), подключаем черный провод к массе, красный - к точке замера.

http://photo.qip.ru/photo/msokoloff/115863271/middle/142395030.jpg

Пример 1:

Надо проверить работу генератора. Для этого заводим машину, ждем пока прогреется и обороты опустятся до ХХ. Включаем ближний свет фар и подключаем прибор к клеммам аккумулятора. Напряжение должно быть в пределах 13,5~14,2 вольт - генератор полностью исправен. Если напряжение сильно ниже или выше, ищем неисправность.

Пример 2:

Надо проверить падение напряжения в какой-либо точке проводки (например, несчастный, перегруженный "мастерами" прикуриватель). Сначала замеряем напряжение на клеммах АКБ и запоминаем значение. Потом садимся в машину и замеряем напряжение на клеммах прикуривателя. Разница между значениями - и есть падение напряжения.

Пример 3:

Надо проверить, есть ли плюс в какой-либо точке. Аналог "контрольки". Надежно подключаем черный провод к массе, красный - к проверяемой точке. Прибор должен показать 12~14V - тогда эта точка запитана, "там есть плюс".



3. Замер потребляемого цепью/прибором тока. Амперметр.

Внимание! Предел измерения прибора - 10А.
Не пытайтесь замерить стартер или усилитель)))

Внимание! Не подключайте прибор в этом режиме к плюсу и минусу одновременно. Это приведет к короткому замыканию!

Для использования этого режима, подключаем клеммы следующим образом и настраиваем прибор на измерение тока:

http://photo.qip.ru/photo/msokoloff/115863271/middle/142395061.jpg

Для замера нужно подключить прибор в проверяемую цепь последовательно.

Пример 1:

Замер потребляемого автомобилем тока в состоянии покоя. Глушим двигатель, выключаем зажигание. Снимаем клемму с акб и подключаем один провод настроенного прибора к клемме, второй - к освободившемуся контакту на АКБ. Прибор покажет потребление тока автомобилем, автомобиль себя поведет как будто накинули клемму.

Пример 2:

Замер потребляемого каким-то девайсом тока. Аналогичным образом, отключаем плюс питания от этого девайся, один щуп мультиметра - к освободившемуся проводу, второй - к освободившейся клемме девайса. Смотрим, сколько ампер поедает это устройство. :)



4. Левее по шкале переключателя от "прозвонки" идут различные пределы измерений Омметра. В этих режимах измеряют сопротивление цепи. Щупы подключают как и в большинстве случаев, к двум нижним разъемам.

К примеру, в этом режиме можно проверить датчики температуры ОЖ и УТ. Щупы подключаются к выходам этих датчиков (если их два), либо к выходу и массе. Калибровки датчиков (номинальные значения их сопротивления при разных условиях) можно посмотреть в любой книжке по ремонту ТАЗов или, например, здесь.





Ну вот вроде и все, из того с чем приходится регулярно сталкиваться при ремонте/доработке наших машин. Если кому-то что-то неясно, или я где-то ошибся, пишите! Хотелось бы, чтобы мануал был максимально понятен и точен. :)



PS Админы, прилепите наверно)

2

Re: Как Пользоваться Мультиметром

ИМХО: название темы все же лучше исправить, а то как то .... не  солидно. )))

3

Re: Как Пользоваться Мультиметром

Делал из головки миллиампера М 4228 вольтметр, получилось компактно, удобно.

4

Re: Как Пользоваться Мультиметром

SokolOFF молодец. Есть теперь куда людей отправить не знающих этого. Спасибо огромное за труд.


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /sites/club2108.ru/forum/include/parser.php on line 738

5

Re: Как Пользоваться Мультиметром

ZipeR пишет:

SokolOFF молодец. Есть теперь куда людей отправить не знающих этого. Спасибо огромное за труд.

Всегда пожалуйста)



ИМХО: название темы все же лучше исправить, а то как то .... не солидно. )))

А на какое например!?))

6

Re: Как Пользоваться Мультиметром

От себя добавлю, что чем больше ток, идущий по искомуому проводу, тем менее результативна проверка его омметром. Ибо для приличного тока ( например стартерного ) даже сопротивление  в сотые доли Ома может стать критическим.( можно скажем прикинуть падение напряжения на проводе в 0.05 Ом при токе стартера в 150 А  :dry: )  А омметр бодро будет показывать нули. Ибо мерять сверхмалые сопротивления бытовые приборы не могут в принципе.  тут гораздо лучше пользоваться методом измерения падения напряжения на подозрительном участке при включенном потребителе.



Но для слаботочных и сигнальных проводов метод вполне может быть применён.

7

Re: Как Пользоваться Мультиметром

Никто не в курсе, можно ли утечку померить при включенной сигналке? А то и на карбе и на инже, при подключении в разрыв мульиметра, на брелок сиги не реагирует. Сиги разные, на одной мигает аварийка и пикает, но на охрану не встает. Если поставить на охрану, снять клему и подключить прибор, то тачка естесно орет, но на брелок не реагирует...


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /sites/club2108.ru/forum/include/parser.php on line 738

8

Re: Как Пользоваться Мультиметром

Evil пишет:

Никто не в курсе, можно ли утечку померить при включенной сигналке? А то и на карбе и на инже, при подключении в разрыв мульиметра, на брелок сиги не реагирует. Сиги разные, на одной мигает аварийка и пикает, но на охрану не встает. Если поставить на охрану, снять клему и подключить прибор, то тачка естесно орет, но на брелок не реагирует...









Нужно поставить авто на охрану  ДО размыкания клемм, а при размыкании дежать подключенными провода амперметра к клеммам ( батареи и соответствующей клемме проводки авто ), да неудобно, можно в 4 руки, чтобы не допустить разрыва цепи. Обычно проходит. :)