1 (2011-03-01 19:27:10 отредактировано Cityman)

Тема: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

Я нередко в своих комментариях по разным вопросам предлагал "пробежаться по цепи контролькой". А вот подумалось мне, а что вообще в этом плане у кого есть, и есть ли вообще. Дело в том, что в продаже обычно встречаются отвратительные кЕтайские экземпляры, зачастую с несменной (!) лампой какого - нибудь "радиотехнического" формата ( при перегорании сабж проще выбросить, чем искать и перепаивать лампу ). Самоделки мне неоднократно доводилось видеть, казалось бы приделай к лампочке два провода и все дела. Но не всё так просто. И удобно.   Посему хочу рассказать, как можно  с минимуммом затрат сделать себе контрольки ( не одну, об этом ниже ) с максимальным использованием штатных деталей от авто и того, что можно купить в магазине хозтоваров. Итак.



Номер 1. Самая часто используемая и "универсальная" контрольная лампа.



http://s42.radikal.ru/i096/1102/ef/d7538b10b787.jpg



Хорошо видно используемый патрон поворотника от ВАЗ 2105 - 07, 08 - 099 и т.п. Верхняя часть закрыта термоусадкой для уменьшения риска возможного соединения чего - нибудь "токонесущего" с корпусом патрона ( остаётся ещё и корпус цоколя лампы, но всё же площадь возможного замыкания уменьшается, а лампы приходится менять ). Конструкция позволяет применять лампы со стандартным цоколем ( тут важно не ошибиться и не пытаться применить цоколь под оранжевые лампы со смещенными фиксирующими штырями, кроме этих ламп там ничего надёжно фиксироваться не будет ) мощностью 5, 10 и 21 Вт ( токи примерно 0.4, 0.9 и 2 А )  ( для чего нужны разные мощности лампы объясню ниже. Центральный штырь изготовлен из стальной проволоки диаметром около миллиметра. Один конец лудится ( с кислотой естественно ) и запаивается в клемму "мама", второй остро затачивается ( это позволяет при необходимости прокалывать изоляцию провода ) Клемма изолируется термоусадойчной рубкой ( на фото ) , либо изолентой.  Минусовой провод также припаян к аналогичной клемме, что позволяет вместо набора  "игла \ земляной провод" применять и другие провода ( об этом ниже ). На конце земляного ( разумеется это условно, доводится и подключать его к "плюсу" при проверке заземления и т.п. ) провода распаян зажим, системы "крокодил", который можно купить в любом приличном хозяйственном или радиомагазине. В случае необходимости используется второй аналогичный зажим, с обжатым под диаметр иглы корпусом, что позволяет жёстко фиксировать контрольку на требуемых точках. "Крокодилы" лучше брать со слегка заострённым "клювом", или подточить его, это позволяет лучше цепляться к разъёмам.



Вторая лампа более узкоспециализированная.



http://s012.radikal.ru/i320/1102/b9/dc0ed73fad76.jpg



По конструкции в принципе аналогична первой, но используется более компактный патрон от бокового повторителя поворота для безцокольной лампы. Могут устанавливаться как лампы мощностью 4 Вт, так и светодиоды в аналогичных корпусах ( на фото, благо их у меня одно время было довольно много, когда стали лишать прав за "голубые огоньки", люди приезжали их снимать ). Разъёмы также съёмные, могут использоваться различные провода и наконечники. В варианте со светодиодом сабж используется для проверки наличия различных импульсов, анпример от датчика Холла в системе зажигания, датчика скорости , считывания кодов ошибок на некоторых старых инжекторах ( Форд в частности, т.н. "блинк - коды" ) и пр. С лампой может использоваться в некоторых слаботочных цепях ( подсветки и т.п. )



Ещё одна специализированная лампа.



http://s49.radikal.ru/i126/1102/a8/2ccfa23682b3.jpg



Лампа используется для поиска короткого замыкания в относительно сильноточных цепях.  Например перегорает предохранитель одной из фар ( дворников, обогрева и т.п. ). Для того, чтобы не разориться на предохранителях цепляемся "крокодилами" за контакты предохранителя ( не устанавливая новый ), здесь речь о блоках "старого образца" с круглыми предохранителями, для плоских используются провода с соответствующими штекерами, разъёмы на лампе также съёмные. Включаем питание и смотрим, если лампа горит полным накалом, а потребитель не проявляет признаков жизни, то в цепи имеется короткое замыкание, ищем его обычным порядком, пока лампа не загориться в часть накала ( в зависимости от мощности потребителя ). После устранения причины ставим новый предохранитель.  Дело в том, что при использовании маломощной лампы 1, 4, 5, 10 Вт её яркость при работе на КЗ практически не отличается от яркости при работе на мощный потребитель. Не говоря уже о светодиоде. А тут всё же ток лампы ( 5 А ) относительно близок к току потребления основных потребителей, по крайней мере не отличается от него в разы. И наоборот чревато лазать излишне мощной лампой в слаботочную цепь. В электронику вообще с лампой лезть не следует, если нет уверенности, что цепь достаточно сильноточна. Например при проверке импульсов коммунтатора описываемая лампа включается в разрыв между коммунтатором и катушкой и миганием показывает работу коммунтатора и датчика Холла, но , если попробовать включить её на выход сигнала Холла ( да хоть бы и на питание, встроенному стабилизатору хватит и этого ) - то результатом будет убитый датчик и, возможно, коммунтатор. Так что каждой цепи - свою нагрузку для проверки. Фарная лампа использован в частности и потому, что их навалом безплатно ( конечно с перегоревшей нитью ближнего света ) Можно , при использовании исправных ламп, получить ток и в 10А, соединив нити параллельно . Но пока нужды не возникало.



Ещё вот такая лампа, фактически №1, но с жёстко установленными "папами", для проверки на короткое замыкание блоков нового образца с цепями мало и средненагруженными.



http://s008.radikal.ru/i303/1102/d4/a2f8f47dfbec.jpg



У меня просто был "лишний" патрон от старого Форда, а постоянно менять провода на основной контрольке неудобно. :blush:



Вот так включаем разъёмы вместо предохранителя в блок и ищём причину.



http://s016.radikal.ru/i337/1102/87/26a8ffa1ca29.jpgВыводы нужно тщательно изолировать, кроме рабочих концов, чтобы исключить возможность замыкания ( расположены они у предохранителя всё же весьма близко ), в противном случае можно поиметь незапланированные проблемы. :dolf_ru_931:



Может ещё что полезного смогу показать при желании. На сегодня хватит. :cool:

2 (2011-02-25 15:43:48 отредактировано ZipeR)

Re: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

Еще предлагаю вынести сюда уроки работы с мультиметром и примеры поиска некоторых неисправностей с помощью данных девайсов, примеры обпайки и обжики разъемов. Получится очень полезный и занимательный FAQ. А то во многих темах приходится объяснять это помногу раз.

За труд, богатый опыт и желание всем этим делиться - от меня ОГРОМНОЕ человеческое спасибо.

3

Re: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

Спасибо! Весьма познавательно. Про съемные разъемы взял на заметку

4

Re: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

замутил себе контрольку, которая показывает работу клапана эпхх))) на низкой панели если пустая лампа, в её место воткнул светодиод и зацепил его на клапан. в результате этого понял чтоб блок управления накрылся - обороты не те были срабатывания)

5

Re: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

Тошич пишет:

в результате этого понял чтоб блок управления накрылся - обороты не те были срабатывания)







  Повторюсь ещё раз, что ЭПХХ лучше отключить и убрать вообще. Толку от него практически "0", а проблемы возможны.





Тему чуть позже ещё продолжу.

6 (2011-03-01 20:13:26 отредактировано Cityman)

Re: Самодельные Контрольные Лампы И Другие "полезности".

Продолжаю.









Возможно вам доводилось сталкиваться с ситуацией, когда какое - либо реле или электронный блок находятся в такой .опе, что подлезть туда с контролькой, тестером и т.п. практически никак, а длина соединительных проводов не позволят вытащить его до более удобного положения.  Для подобных случаев ( если не лень конечно ) можно изготовить "удлиннитель" состоящий из двух разъёмов, один с "мамами", второй с "папами" в корпусе, соответствующему проблемному разъёму. Вот например мой переходник для "выноса" в удобное положение стандартного пятиконтактного ( можно и четырёх, если есть "пустое" центральное отверстие ) реле.



http://s42.radikal.ru/i095/1103/92/5a7680b2130f.jpg



А вот такой переходник для датчиков Холла и некоторых других случаев ( например датчики положения дросселя на старых европейцах )  имеет зачишенные места на каждом из проводов ( разнесены по длине с целью уменьшения возможности случайногозамыкания ), что позволяет производить измерения не повреждая изоляцию штатной проводки.



http://s015.radikal.ru/i330/1103/f0/55807498313e.jpg



Вот такой сабж в виде штекера прикуривателя с проводами позволяет получить в салоне +12В для проверки "массы" при помощи контрольки и эту самую "массу" для подключения оной при поиске "плюса". Для 08 и пр. это не шибко актуально, но вот в современных иномарках зачастую массу тупо не найти, под торпеду не забраться без некоторой разборки, а на дверях зачастую массу тоже не найти. Впрочем тенденция и на наши переходит, сегодня на Калине еле нашёл массу в районе заднего сидения, замки дверные ( ответные части ) НЕ ЗВОНЯТСЯ на корпус, может через пластик приделаны, не знаю.  На осях двери "неуверенная"... еле прицепился к болтам задних ремней. :dolf_ru_177:



http://s47.radikal.ru/i116/1103/3f/0c703ddbf932.jpg



Зарядно - разрядная "станция" для батарей. Зарядник - старая советская "Электроника" с плавной регулировкой тока, но не принципиально. Однако рекомендую старые советские девайсы, массивные и трудноубиваемые. Современные инверторные  "автоматы" - для блондинок. И зачастую не спостобны ПОЛНОСТЬЮ зарядить батарею. Сабж на фото вытягивает до 16В легко. Многие из нынешних "пластиковых коробочек" еле заходят за 14-ть, даже не позволяя получить газовыделение из электролита.



Разрядник с контрольным вольтметром - самодельный. Корпус из старого БП ( АТ ), вольтметр от ВАЗ 2105, свтичи - покупные.



http://s40.radikal.ru/i089/1103/7e/f7a2cea39ac0.jpg



Внутри разрядника стоит 4 лампы ( уже хорошо знакомые нам Н-4 с перегоревшей нитью ближнего света, их у меня постоянно много и безплатно ) каждая подключена через свой свитч. К одной подключен параллельно кулер для выдувания тепла наружу. Внутрь не влез, переделал снаружи. Сабж может работать при заряде в режиме вольтметра , позволяя примерно определять ёмкость при заряде по росту напряжения  и , в сочетании с балластниками ( лампами ) получать разрядный ток 5, 10, 15 и 20 А ( для 12В ) опять же с контролем ёмкости по падению напряжения за отмерянное время.



http://s07.radikal.ru/i180/1103/b8/d2378532232c.jpg Вообще сабж был сделан "временно", но до "окультуривания" руки не дошли.





Кстати вольтметр подключен отдельной парой проводов ( в общем жгуте ), поскольку на основных при больших токах имеют место быть падения напряжения, что приведет к искажению показаний.





На переднем плане ареометр. ОЧЕНЬ полезная вещь для обслуживаемых батарей.



И ещё вот такая вещь, на сей рас покупная, но очень понравилась, съёмник для поводков дворников ( и клемм батареи, но обычно они и так снимаются ). Проблема в том, что на многих современных авто ось поводка дворников торчит из пластиковой накладки, и упереться просто не во что, а тут ещё и вклеенное стекло совсем рядом, одно неловкое движение и..... долларов на 300 - 400. :D Впрочем и на "зубиле" тоже успешно снимал. :)





http://i064.radikal.ru/1103/c5/677d4485b74e.jpg



Может потом ещё что вспомню.